Блог Марии Уканеевойш

Previous Entry Share Next Entry
О моем преподавании РКИ
уканеева
ukaneeva
Вообще, говорят, что преподаванию нужно учиться, а уж преподаванию русского языка как иностранного - тем более. Якобы подход к людям, для которых русский язык не родной, должен быть совсем иной и нужно обладать обширной теоретической базой, чтобы суметь обучить русскому языку. Наверное, теория действительно важна, но в моем случае вышло так, что иностранцев я стала учить русскому еще до того, как я решила связать свою профессиональную деятельность с образованием.
Во время учебы на журналистике в РУДН я многим своим однокурсникам из жарких стран помогала с домашним заданием. Сложности были, в основном, связаны с нехваткой языковых знаний и навыков. Домашнее задание по всем предметам им, разумеется, приходилось выполнять на русском, как и российским студентом просто потому что никто из преподавателей не понял бы суахили или арабского. Позже мои южные друзья рассказывали, что выучить русский язык им помогли не столько занятии по РКИ (общепринятая аббревиатура), сколько общение со своими русскими коллегами, в том числе, со мной.
На третьем курсе я впервые взяла иностранного ученика на коммерческой основе. Это был студент подфака (подготовительного факультета - эдакий "нулевой" курс, РУДН, на котором иностранцы учат русский, а русские - выбранный иностранный язык) Ибрахим Рашид, гражданин Марокко. Он по болезни пропустил почти весь первый семестр и самостоятельно нагнать материал не представлялось возможным. Ибрахиму меня порекомендовал Саид - его соотечественник, а мой однокурсник. Конечно, мне было очень не просто решиться на обучение человека языку с нуля, но Саид меня убедил, сказав, что верит в меня и что у меня все обязательно получится. Мы начали с того, что выучили алфавит и научились читать слоги. Потом перешли к изучению простых слов и выражений. Через две недели Ибрахим уже вполне мог изъясняться на бытовые темы. Он все схватывал на лету. Это было в его интересах: сложно жить среди русских, не зная их языка, да и по учебе нужно было срочно решать проблемы с задолжностями, а то отправят обратно домой. Занятие наше обычно протекало так: немного прочитаем вслух, немного переведем (языком-посредником выступал английский), немного поговорим, потом выполним часть его текущего домашнего задания в университете, а в конце выучим стишок или песенку. Параллельно мы с ним готовились к его пересдачам за пропущенный семестр и читали сказки, потом простенькие рассказы, а потом перешли уже к более серьезной литературе. Легче всего Ибрахиму давалась грамматика: он обладал мышлением скорее аналитическим, нежели образным, и закономерности ему запоминались лучше, чем уникальные единицы лексики. Произношение оттачивалось как-то само собой: Ибрахим постоянно находился в русской среде и четко улавливал интонацию, звуки. За 3 месяца мы с ним пересдали все его задолжности. Теперь он мог продолжать учиться на равных с остальными. Но после этого этапа, для него, видимо, наступили, медные трубы, и он стал откровенно лениться. А позже и вовсе прекратил со мной занятия. Появились другие интересы: друзья, клубы, дискотеки. Да и русским теперь был порядок. В последующие годы мы продолжали с Ибрахимом плотно общаться. Он учился средне: "хвостов" не было, но и отличником он тоже не стремился стать. Иногда он попросил меня помочь в подготовке к сложному зачету, написании курсовой и т.д., но занятия носили разовый характер и оплачивались по дружескому тарифу.
За время учебы в РУДН у меня было еще несколько подобных случаев. Ко мне приходили и африканцы, и турки, и китайцы, но больше всего мне нравилось заниматься с арабами. Как мне кажется, они наиболее организованный и трудолюбивый народ из тех, с кем мне приходилось общаться. Представители юго-восточной Азии, вопреки сложившемуся о них мнению, попадались мне все как на подбор ленивые, недисциплинированные и без доли какого-либо живого интереса к стране, в которую они приехали учиться. С ними занятия были исключительно ради оценки, хотя, быть может, это просто мне так "везло".
Как-нибудь я расскажу о моем дальнейшем опыте в преподавании РКИ.

?

Log in

No account? Create an account